О Любви к кино, своему делу и людям — поговорили с Великим реквизитором и арт-директором нашей киносемьи Натальей Севрюгиной. Женщиной, которая воплощает в жизнь самые дерзкие творческие идеи.
— Как появилась идея создания такой оригинальной статуэтки в форме фарфорового яйца?
Я накрепко запомнила слова одного из членов нашего жюри, режиссёра Алексея Федорченко, о том, что нужно уходить от лобовых решений, от штампов. Есть стандартные материалы для статуэток: металл, бронза, медь, латунь. Идея была в том, чтобы использовать материал, которого нет ни у кого. И фарфор — это именно то, что отличает нашу от киностатуэток других фестивалей.
Считаю, что марийское — это серебряное. Светлое и звенящее, как самое душевное и сердечное наше приветствие: «Ший салам!» — «Серебряный привет». Так родился первый вариант статуэтки: серебристая буква «Й», где верхняя чёрточка — орнаментальная геометрическая уточка, священная птица финно-угров.
И именно эта утка привела к другому «не лобовому» решению. Что если у нас будет не утка, а яйцо? Яйцо — это не вылупившаяся утка, а короткометражный фильм — невылупившийся полный метр. Яйцо — это начало начал. С короткометражек начинают все режиссёры. И идея с яйцом начала развиваться!
— Как появилась идея создания такой оригинальной статуэтки в форме фарфорового яйца?
Я накрепко запомнила слова одного из членов нашего жюри, режиссёра Алексея Федорченко, о том, что нужно уходить от лобовых решений, от штампов. Есть стандартные материалы для статуэток: металл, бронза, медь, латунь. Идея была в том, чтобы использовать материал, которого нет ни у кого. И фарфор — это именно то, что отличает нашу от киностатуэток других фестивалей.
Считаю, что марийское — это серебряное. Светлое и звенящее, как самое душевное и сердечное наше приветствие: «Ший салам!» — «Серебряный привет». Так родился первый вариант статуэтки: серебристая буква «Й», где верхняя чёрточка — орнаментальная геометрическая уточка, священная птица финно-угров.
И именно эта утка привела к другому «не лобовому» решению. Что если у нас будет не утка, а яйцо? Яйцо — это не вылупившаяся утка, а короткометражный фильм — невылупившийся полный метр. Яйцо — это начало начал. С короткометражек начинают все режиссёры. И идея с яйцом начала развиваться!
Фото: Анна Алехина
— Сколько времени прошло от идеи до реализации? Насколько сложным оказалось воплощение задумки в жизнь?
Сроки были мега сжатые. Мне показалось, что мы провернули это всё за месяц: от идеи формирования скульптуры до отлития формы. Во время обжига вода испаряется: фарфор одновременно каменеет и сжимается. Это достаточно кропотливая и сложная работа, которая имеет свои риски. Глина, вода, огонь, воздух — стихии, которыми мы не очень-то управляем, хотя и очень хотим.
До конца фестиваля я хранила тайну, что буквально за неделю до начала одна статуэтка треснула по дну на предпоследнем этапе росписи. Не стала говорить об этом продюсерам. Мастерам пришлось быстро с нуля делать новую. Такая вот совершенно героическая статуэтка, которая сделана в последний момент.
Конечно, в следующие кинофестивали мы будем иметь больше времени для изготовления. С художником-фарфористом Василием Рыженком мы уже придумываем, как изменить роспись в лучшую сторону. Надеемся, что каждый год она будет немножко другая. Чтобы участникам и гостям было интересно присылать свои работы вновь и собирать в коллекцию разные кинояйца.
— Какая реакция на статуэтку была у финалистов кинофестиваля?
Когда я за кулисами у призёров спрашивала про киностатуэтку, всем страшно понравилась эта уточка сверху. А у меня как раз именно по ней были большие творческие метания. Мне казалось, нет ли тут перебора, не ту мач ли это, гармонирует ли это. Но уточка так понравилась нашим призёрам, что я успокоилась и подумала, раз всё так овеяно любовью, значит, всё удалось.
— Сколько времени прошло от идеи до реализации? Насколько сложным оказалось воплощение задумки в жизнь?
Сроки были мега сжатые. Мне показалось, что мы провернули это всё за месяц: от идеи формирования скульптуры до отлития формы. Во время обжига вода испаряется: фарфор одновременно каменеет и сжимается. Это достаточно кропотливая и сложная работа, которая имеет свои риски. Глина, вода, огонь, воздух — стихии, которыми мы не очень-то управляем, хотя и очень хотим.
До конца фестиваля я хранила тайну, что буквально за неделю до начала одна статуэтка треснула по дну на предпоследнем этапе росписи. Не стала говорить об этом продюсерам. Мастерам пришлось быстро с нуля делать новую. Такая вот совершенно героическая статуэтка, которая сделана в последний момент.
Конечно, в следующие кинофестивали мы будем иметь больше времени для изготовления. С художником-фарфористом Василием Рыженком мы уже придумываем, как изменить роспись в лучшую сторону. Надеемся, что каждый год она будет немножко другая. Чтобы участникам и гостям было интересно присылать свои работы вновь и собирать в коллекцию разные кинояйца.
— Какая реакция на статуэтку была у финалистов кинофестиваля?
Когда я за кулисами у призёров спрашивала про киностатуэтку, всем страшно понравилась эта уточка сверху. А у меня как раз именно по ней были большие творческие метания. Мне казалось, нет ли тут перебора, не ту мач ли это, гармонирует ли это. Но уточка так понравилась нашим призёрам, что я успокоилась и подумала, раз всё так овеяно любовью, значит, всё удалось.
Фото: Анна Алехина
— Расскажи, а как родилась задумка с вышитыми дипломами?
Идею вышитого диплома предложила наша продюсер Ольга Филонова. Мне так она зашла. Вышивать диплом призеру в ночь перед вручением. Вот же удивительно!
Многие говорят, что новую Йошкар-Олу отстроили без учета марийской традиции. Она отсылает нас к великим европейским столицам, но не отражает национальную идентичность. Я попыталась соединить орнаментальную вышивку с силуэтом уже узнаваемого города. И очень многим понравилось.
Мне посоветовали мастера по вышивке Александра Степанова, сына знаменитой мастерицы, собирательницы и продолжательницы марийской традиции вышивки Ираиды Степановой. Выяснилось, что я, сама того не зная, работала с потомком, с сыном самой знаменитой нашей марийской вышивальщицы.
Вышитый диплом — гениальная идея. Я думаю, что мы будем её продолжать. Чтобы дипломы наших призеров не пылились в коробках, а висели как вышитые картины в интерьере.
— Расскажи, а как родилась задумка с вышитыми дипломами?
Идею вышитого диплома предложила наша продюсер Ольга Филонова. Мне так она зашла. Вышивать диплом призеру в ночь перед вручением. Вот же удивительно!
Многие говорят, что новую Йошкар-Олу отстроили без учета марийской традиции. Она отсылает нас к великим европейским столицам, но не отражает национальную идентичность. Я попыталась соединить орнаментальную вышивку с силуэтом уже узнаваемого города. И очень многим понравилось.
Мне посоветовали мастера по вышивке Александра Степанова, сына знаменитой мастерицы, собирательницы и продолжательницы марийской традиции вышивки Ираиды Степановой. Выяснилось, что я, сама того не зная, работала с потомком, с сыном самой знаменитой нашей марийской вышивальщицы.
Вышитый диплом — гениальная идея. Я думаю, что мы будем её продолжать. Чтобы дипломы наших призеров не пылились в коробках, а висели как вышитые картины в интерьере.
Фото: Дмитрий Семибратов
— Поделись своими впечатлениями о кинофестивале: как он прошел для тебя?
Это стало мемом, но я ни разу в жизни не была ни на одной красной дорожке. Почему-то никогда не попадаю на те мероприятия, которым отдаю всю свою душу во время подготовки. На сам кинофестиваль я не попала, хотя жила им с момента, как генеральный продюсер Денис Шаблий объявил, что кинофестивалю быть.
Попав только на закрытие, мне было важно получить обратную связь. Главное слово, которое я услышала от всех и каждого поголовно — было слово «любовь». Гости кинофестиваля влюбились в Йошкар-Олу. Зрители влюбились в короткометражное кино. У нас был переаншлаг на каждом показе. И это в мёртвый, по мнению кинотеатров, августовский сезон!
Наш кинофестиваль показал, что кино как индустрия жива как никогда. Потому что кино — это праздник, который всегда с тобой. Кино — любимейший жанр. Это опять про любовь. Вот слово «любовь» мне показалось, было главным словом нашего кинофестиваля.
Уверена, что теперь кинофестивалю не отвертеться ни от второго, ни от третьего своего проведения, потому что все влюбились. А в моей голове уже на десятилетие вперед продумана роспись кинояиц.
Автор: Полина Смирнова
— Поделись своими впечатлениями о кинофестивале: как он прошел для тебя?
Это стало мемом, но я ни разу в жизни не была ни на одной красной дорожке. Почему-то никогда не попадаю на те мероприятия, которым отдаю всю свою душу во время подготовки. На сам кинофестиваль я не попала, хотя жила им с момента, как генеральный продюсер Денис Шаблий объявил, что кинофестивалю быть.
Попав только на закрытие, мне было важно получить обратную связь. Главное слово, которое я услышала от всех и каждого поголовно — было слово «любовь». Гости кинофестиваля влюбились в Йошкар-Олу. Зрители влюбились в короткометражное кино. У нас был переаншлаг на каждом показе. И это в мёртвый, по мнению кинотеатров, августовский сезон!
Наш кинофестиваль показал, что кино как индустрия жива как никогда. Потому что кино — это праздник, который всегда с тобой. Кино — любимейший жанр. Это опять про любовь. Вот слово «любовь» мне показалось, было главным словом нашего кинофестиваля.
Уверена, что теперь кинофестивалю не отвертеться ни от второго, ни от третьего своего проведения, потому что все влюбились. А в моей голове уже на десятилетие вперед продумана роспись кинояиц.
Автор: Полина Смирнова