Первое появление мари в кино
Первые сюжеты кинохроники о жизни и быте народа мари были засняты в 1924 году. Они назывались «У черемис. Марийская автономная область».
Спустя два года приглашенные московские операторы сняли небольшую киноновеллу о праздновании пятой годовщины марийской автономии. Лента запечатлела виды города, праздничный митинг, демонстрацию трудящихся, базар в Краснококшайске, работу лесорубов и реку Илеть.
Первыми фильм увидели участники торжественного вечера в честь очередной годовщины Октябрьской революции.
Интересный факт: крестьяне отказывались сниматься в фильмах, поскольку считали, что это несовместимо с их религиозными убеждениями. Членам киноэкспедиции пришлось провести большую разъяснительную работу среди жителей деревни.
Кадр из этнофильма «Марийская свадьба. У черемис», 1924 год.
Спустя два года приглашенные московские операторы сняли небольшую киноновеллу о праздновании пятой годовщины марийской автономии. Лента запечатлела виды города, праздничный митинг, демонстрацию трудящихся, базар в Краснококшайске, работу лесорубов и реку Илеть.
Первыми фильм увидели участники торжественного вечера в честь очередной годовщины Октябрьской революции.
Интересный факт: крестьяне отказывались сниматься в фильмах, поскольку считали, что это несовместимо с их религиозными убеждениями. Членам киноэкспедиции пришлось провести большую разъяснительную работу среди жителей деревни.
Кадр из этнофильма «Марийская свадьба. У черемис», 1924 год.
О первых марийских фильмах
В 1928 году киностудия «Востоккино» одновременно вела съёмки двух марийских фильмов: «Марий Кужер» и «Марийцы».
«Марий Кужер». Фильм получил статус «пионера марийского игрового кино». В центре повествования — противоборство деревенской бедноты и зажиточных крестьян, которых тогда называли кулаками. Параллельно раскрывалась лирическая линия — взаимоотношения сельского активиста Шумата Актая и его подруги Начук, дочери бедняка» Кинокартина не сохранилась.
«Марийцы». Социально-этнографическая картина, запечатлевшая языческие моления с жертвоприношением, повседневную работу на полях и в деревне, другие особенности жизни и быта марийского населения. Черно-белые кадры сопровождаются текстом, который зачитывает неизвестный диктор, и музыкой с использованием народных мотивов. Посмотреть фильм — можно здесь.
«Марий Кужер». Фильм получил статус «пионера марийского игрового кино». В центре повествования — противоборство деревенской бедноты и зажиточных крестьян, которых тогда называли кулаками. Параллельно раскрывалась лирическая линия — взаимоотношения сельского активиста Шумата Актая и его подруги Начук, дочери бедняка» Кинокартина не сохранилась.
«Марийцы». Социально-этнографическая картина, запечатлевшая языческие моления с жертвоприношением, повседневную работу на полях и в деревне, другие особенности жизни и быта марийского населения. Черно-белые кадры сопровождаются текстом, который зачитывает неизвестный диктор, и музыкой с использованием народных мотивов. Посмотреть фильм — можно здесь.
Первыми зрителями фильмов «Марий Кужер» и «Марийцы» стали делегаты открывшегося 1 марта 1929 года 8-го областного съезда Советов.
«Путевка в жизнь»: Как Йыван Кырла прославил Марий Эл на весь мир
Первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» вышел на экраны в 1931 году и получил мировую известность. На всех афишах сияла улыбка беспризорника Мустафы, которого сыграл марийский артист Йыван Кырла (Кирилл Иванов).
О сюжете: 1923 год. В стране идет борьба с голодом, разрухой. Десятки тысяч осиротевших, беспризорных детей скитаются по дорогам. В основе фильма — подлинная история создания трудовой коммуны, где перевоспитывали трудных подростков. В перевоспитание входило: семиклассное образование, обучение профессии и честный труд.
В фильме присутствует много звуков: гудок паровоза, звон стаканов, пение птиц. Много в фильме музыки композитора Якова Столляра. Можно услышать и блатные частушки.
Фильм вызвал сенсацию в Германии, Франции, Югославии, других странах. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и приобрёл международную известность.
Решением ЮНЕСКО эта картина вошла в десятку лучших фильмов всех времен и народов.
Посмотреть фильм можно здесь.
О сюжете: 1923 год. В стране идет борьба с голодом, разрухой. Десятки тысяч осиротевших, беспризорных детей скитаются по дорогам. В основе фильма — подлинная история создания трудовой коммуны, где перевоспитывали трудных подростков. В перевоспитание входило: семиклассное образование, обучение профессии и честный труд.
В фильме присутствует много звуков: гудок паровоза, звон стаканов, пение птиц. Много в фильме музыки композитора Якова Столляра. Можно услышать и блатные частушки.
Фильм вызвал сенсацию в Германии, Франции, Югославии, других странах. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и приобрёл международную известность.
Решением ЮНЕСКО эта картина вошла в десятку лучших фильмов всех времен и народов.
Посмотреть фильм можно здесь.
Источники информации:
1. Газета «Марийская правда», статья «Марийцы в кино: первые съемки в нашем крае».
2. Т.А. Титова, М.В. Вятчина, статья «Социально-этнографический фильм» в контексте советского кинопроизводства: анализ фильма «Марийцы».
3. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл, статья «Они прославили наш край. Йыван Кырла: «Путевка в жизнь» — путевка в историю».
1. Газета «Марийская правда», статья «Марийцы в кино: первые съемки в нашем крае».
2. Т.А. Титова, М.В. Вятчина, статья «Социально-этнографический фильм» в контексте советского кинопроизводства: анализ фильма «Марийцы».
3. Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл, статья «Они прославили наш край. Йыван Кырла: «Путевка в жизнь» — путевка в историю».